Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Пояснительная записка
Мы Отечество не выбираем,
потому что Отечество в нас.
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Целью Программы является гармоничное духовное развитие личности обучающегося и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
1. Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
2. Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
3. Раскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
4. Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
5. Трудовое воспитание учащихся.
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ.
1.
Принцип природосообразности.
2. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
3. Принцип сотрудничества.
4 Деятельностный подход.
5. Личностно-ориентированный подход.
6. Возрастной подход.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1. Знание и понимание обучающимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
3. Убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
4. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
5. Убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
6. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.
Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, направлен на создание долгосрочных творческих дел, среды совместных детско-взрослых проектов, на которых сходятся учебная и внеучебная жизнь.
В основу программы духовно-нравственного развития МБОУ СОШ № 18 положены требования государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2009 — 2013 годы», Конвенции о правах ребенка, Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка", Закона РФ "Об образовании", Национальной доктрины образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г., Концепции модернизации Российского образования, Национального проекта «Образование»
На основе указанных выше документов разработана и реализуется данная программа.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Центральное место в МБОУ СОШ № 18 занимает гражданско-патриотическое воспитание, которое состоит в воспитании высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, выполнения гражданского долга в мирное и военное время, формирование социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма, развития познавательных интересов и потребностей.
При составлении программы учитывалось, что современные дети – это люди, стоящие на рубеже новой жизни, где нет готовых путей, и их свободный выбор станет определять дальнейший ход жизни.
Учитывая психологические и физиологические возрастные особенности детей и подростков, единый образовательный процесс, в МБОУ СОШ № 18 созданы условия для обеспечения полноценности сегодняшней жизни ребенка на каждом из возрастных этапов (в детстве, отрочестве, юности), поэтому в программе определили три ступени.
На I ступени педагогический коллектив начальной школы призван:
· заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
· сформировать у детей желание и умение учиться;
· гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;
· помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
· мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
· сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
· воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия, беседы.
Обновление содержания образования в МБОУ СОШ № 18 направлено на развитие детей, повышение их интеллекта и престижа духовных ценностей. Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности), поэтому в создается система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения каждого ребенка, развитие гражданско-патриотической позиции.
Концептуальные основы
· формирование ведущих качеств личности;
· непрерывная педагогическая диагностика, постепенно переходящая в самодиагностику, самопознание;
· практическая деятельность педагогов и воспитанников;
· оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
· неразрывная связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями (ДЮСШ, ДШИ, ДК и др.), производственными и обслуживающими объектами станицы.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
· патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
· социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
· гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
· семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
· труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
· наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
· традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
· искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
· природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
· человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
Воспитательная система переходит в новое качественное состояние, в сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, реализуемыми через разнообразную практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело.
В МБОУ СОШ № 18 процесс образования и воспитания осуществляется на идее личностного подхода, на принципе природосообразности, преемственности, непрерывности, толерантности.
Во главу воспитательного процесса поставлено развитие личности как системы, основой которой является формирование гражданско-патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству.
С учетом этого в школе работают ДО: «Ритм», «Пионеры Кубани», спортивный клуб «Олимп», ОФП, баскетбол, волейбол, спортивные игры.
Связующим звеном в системе воспитательной работы являются традиционные «ключевые» дела: день самоуправления, встреча поколений, посвящённая Дню рождения ВЛКС, праздник первоклассников «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!», смотр по силовой подготовке «Если ты мужчина», конкурсная программа «Один день армейской жизни», фестиваль патриотической песни, митинг Памяти у мемориала погибших воинов.
В педагогической копилке учителей имеются различные формы организации и проведения воспитательных мероприятий, методические запасы постоянно пополняются, наиболее интересные находки обобщаются.
Основные направления работы |
Базовые мероприятия по направлениям |
Реализация образовательных программ патриотического воспитания обучающихся в урочное время |
Уроки литературного чтения, окружающего мира, музыки, ИЗО |
Формирование гражданско – патриотического сознания |
Праздничные мероприятия, посвященные дню Матери, месячник Защитника Отечества, мероприятия, посвящённые Дню Победы в Вов. |
Привлечение общественности к решению проблем патриотического воспитания детей и молодежи |
Уроки мужества; тематические классные часы, Торжественные линейки, посвященные открытию месячников; Встреча с ветеранами «Как это было»; Праздничные концерты: «Мы милой маме посвятим», «Не стареют душой ветераны», «В кругу друзей». |
Создание системы гражданско – патриотического воспитания детей
|
Школьный фестиваль патриотической песни 4-11 классы «Служу Отечеству»; Школьный Смотр строя и песни 4,5 классы; Фестиваль комсомольской песни «Юность комсомольская моя», Праздники первоклассников «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!», Смотр по силовой подготовке «Если ты мужчина», конкурсная программа «Один день армейской жизни» |
Повышение уровня работы школьного пресс-центра по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи |
Оформление тематических стендов, выставки книг в школьной библиотеке; Конкурс плакатов «Пуст всегда будет солнце, пусть всегда будет мир»; Тематические фоторепортажи и видеорепортажи
|
Патриотическое воспитание через различные формы экскурсионной работы
|
походы выходного дня: экскурсии в музеи, лекционно-туристические поездки |
Сотрудничество с родителями и педагогами |
Родительские собрания, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» |
Система воспитательной работы направленная на благотворительность |
Операция «Забота». Поздравление учителей и учителей-пенсионеров с днем учителя, ветеранов ВОВ с 23 февраля, с 8 марта, с Днём Победы Операция «Ветеран»- изготовление сувениров, встречи, Акция «Я здесь живу и потому за всё в ответе» Социальный проект «Неделя добра» Тимуровская работа (оказание помощи ветеранам ВОВ и труженикам тыла, пожилым людям) |
В патриотическом и гражданском воспитании педагогический коллектив видит мощный и эффективный потенциал формирования и развития коммуникабельности, деловой и нравственной культуры учащихся, воспитание личности гуманной, креативной, способной не только мыслить, но и творить, созидать, сострадать.
В соответствии с этим развитие системы образования и воспитания в школе предопределяет необходимость реализации ряда приоритетных направлений:
· формирование чувства патриотизма и сознания учащихся, сохранение и развитие у них чувства гордости за свою страну;
· формирование нравственных ценностей, основанных на исторических традициях, нравственности, культурном наследии своего Отечества;
· воспитание чувства собственного достоинства, самоутверждения, желание достигнуть поставленной цели, удовлетворённости от выполнения своего долга;
· формирование здорового образа жизни на основе бережного отношения каждого ребенка к своему здоровью
· подготовка учащихся к осознанному служению обществу, к жизни, законам и требованиям этого общества;
· социализация детей и подростков на основе педагогического сотрудничества учащихся, учителей и родителей в системе ученического самоуправления, расширения межведомственных связей с внешкольными учреждениями.
Программа классных часов по духовно – нравственному воспитанию состоит из 5 разделов
1 раздел «Уголок России – отчий дом»
Способствует формированию личности обучающегося, обладающего качествами гражданина-патриота Родины, города, школы и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время на основе интегрированно-дифференцированного подхода к воспитанию и развитию.
2 раздел «История моей Родины»
Материал раздела способствует формированию у обучающихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
3 раздел «Счастье семьи»
Материал раздела способствует формированию у школьников таких интегральных качеств личности, как мировоззрение, ценностные ориентации и установки, а также изменение характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Семья в жизни каждого ребенка является главным транслятором социального и нравственного опыта от поколения к поколению, в семье существует уникальная система передачи социальной информации, позволяющей ребёнку воспринимать и осваивать её с максимальной заинтересованностью и полнотой, чему способствует родительская любовь, доверие ребёнка к родителям, стремление подражать им, общий психологический климат семьи. Данный раздел предлагает обучающимся пути достижения гармонии и развития, открытости и терпимости, что должно способствовать формированию у ребят новых жизненных ценностей, пониманию сущности любви как творческой основы для восхождения человека.
4 раздел «Духовные ценности»
Темы классных часов раздела «Духовные ценности» рассчитаны на то, чтобы поселить в душе и сердце обучающегося светлые образы, мысли и мечтания, чувство красоты, стремление к самопознанию и саморазвитию, пониманию беспредельности, ответственности за свои мысли; устремленности к благу; мужество и бесстрашие; чувства заботы и страдания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия. Находясь среди светлых и возвышенных образов, располагая таким богатством, душа начинает жить, создает свой мир, творит и притягивает новые образы. В этом духовном мире высшие знания будут одухотворены и возвращены людям в виде результатов познавательного труда, творчества, общения, созидания нравственных и культурных ценностей, в виде плодов физического труда, в виде любви к ближнему, к Родине, в виде смелости и геройства.
5 раздел «Познание себя»
Темы классных часов этого раздела рассматриваются через использование игровых методов, бесед, анкетирования обучающихся и родителей с целью помочь обучающимся выстроить образ своих лучших качеств, чтобы опираться на них при принятии решений, выборе путей. Все это способствует не только воспитанию обучающегося, но помогает ему поверить в себя, самоутвердиться и найти свое место в этой жизни. В разделе «Познание себя» решаются задачи по способствованию становления, развития, воспитания в обучающемся Благородного человека путем выявления его личностных качеств.
Характеристика основных ресурсов реализации программы
1. Кадровый состав:
В школе сложился квалифицированный педагогический коллектив, который отличается стабильностью творческой способности к восприятию и реализации новых программ развития, стремлением дать учащимся хорошее знание. Учитель школы – творческий исследователь, владеющий методиками индивидуального и дифференцированного обучения, решает проблемы развивающего обучения, участвующий в разработке интегрированных уроков. Он является одновременно и воспитателем, так как способен составить программу духовного роста ребёнка, помочь в развитии индивидуальности каждого, владеет культурой общения и создаёт гуманистические отношения с учениками.
Педагогический коллектив школы составляет 20 человек.
Образование:
Высшее - 15 человек (75 %),
среднее специальное – 5 человек (25 %);
Квалификация:
высшая квалификационная категория – 3 человека (15 %),
1 категория – 5 человек (25 %),
2 категория – 3 человека (15 %).
В школе работает социальный педагог (с высшим образованием) и психолог (с высшим образованием).
Педагоги периодически заканчивают курсовую подготовку, по различным направлениям деятельности, осваивают новые технологии.
2. Материально-техническая база:
Материально-техническая база позволяет создать условия, необходимые для реализации данной программы: учебные кабинеты, оснащённые ПК, проекторами и экранами, компьютерный класс, библиотека, сеть Интернет, спортивный зал.
Пришкольная территория имеет достаточную площадь и разделена на различные зоны: универсальная спортивная площадка, асфальтированная площадка, место для прыжков в длину, площадка с гимнастическими сооружениями, детская площадка (горка, качели, лавочки и др.) для начальной школы. На территории школы проводятся различные внеклассные мероприятия, спортивные мероприятия.
Опыт совместной работы с другими социальными структурами:
Школа активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Так со следующими учреждениями культуры, науки и образования школой реализуются программы совместной деятельности:
ДОУ № 10
Участковая больница
Администрация сельского поселения
ДК ст.Кисляковской
Церковь «Покрова Пресвятой Богородицы»
Совет ветеранов
Детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ), Детская школа искусств (ДШИ), Отдел по делам несовершеннолетних (ОПДН), ПУ-55,
Центр занятости населения (ЦЗН)
Соцзащита
Опыт работы с семьями на различных уровнях:
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:
· Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов на школьном сайте по итогам работы за год и т.п.
· Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций.
· Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся.
В школе традиционно проводятся спортивный праздник «Мама, папа и я – спортивная семья», Дни именинника, Праздник Букваря, Прощание с начальной школой, праздничные концерты-поздравления для пап и мам, классные часы совместно с родителями, позволяющие родителям ученика увидеть его в другой обстановке, проявить себя в совместной деятельности, что приводит к улучшению детско-родительских отношений. Праздники организуются в спортивном зале школы, чтобы учителя также имели возможности ближе познакомиться с родителями своих учеников.
Возможности:
· Формирование у всех участников образовательного процесса базовых знаний и умений в области изучения концептуальных основ ФГОС второго поколения.
· Организация занятости детей во внеурочное время: 100%
· Взаимодействие школы, общественности и родителей.
· Повышение уровня здоровья учащихся.
· Повышение учебной мотивации учащихся начальной школы.